dmitrykogan

Categories:

Владимир Сорокин "Белый квадрат" 2018

В нетленной летописи бесславного конца русской культуры, которую уже много лет по очереди ведут два наших литературных гения — Пелевин и  Сорокин — написана новая страница. И тот и другой иногда пытаются соскочить с заведомо проигрышной темы и написать о чем-то большем, чем Россия, и у них даже неплохо выходит, но катастрофа такого масштаба, похоже, захватывает их  снова и снова. 

Когда-то давно, в незабываемые девяностые, мы были уверены, что точка невозврата пройдена и абсурд советской жизни навсегда остался в прошлом. Нельзя сказать, что это было наивно — весь ход мировой истории подтверждает естественность перехода от рабства к свободе. Но из каждого правила есть исключения, и теперь мы прошли другую точку невозврата, уже в обратную сторону. Хотел бы я ошибиться и в этот раз. 

Владимир Сорокин зафиксировал эту ментальную петлю в серии коротких рассказов. Причем и сам стилистически вернулся в советскую эпоху и вновь использовал свой знаменитый прием — внезапное обнажение чудовищного и бесчеловечного основания под тонкой тканью привычной реальности и видимого благополучия. Рассказы разноплановые и насыщенные, и  панораму современной российской жизни представляют достаточно широко.  Беспощадно, но без злости — она вообще Владимиру не свойственна, по крайней мере как писателю. 

Возможно, дело в усталости — даже к бесчеловечности можно привыкнуть. Возможно — в дистанции, поскольку происходящее настолько немыслимо, что иногда кажется нереальным. А может, наоборот — совок был совершенно беспросветным, а сейчас ясно, что рано или поздно все это кончится. Тогда мы жили, придавленные бетонной плитой идеологии, и трудно было в этом себя винить. А теперь распрямились, и оказалось, что все равно мы кривые и горбатые. Но не все, конечно. У автора достаточно широкая аудитория мыслящих людей. Присоединяйтесь, если еще не.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded